В первом полугодии 2015 года на московском рынке ритейла появилось 13 новых международных брендов, что немногим меньше, чем за первую половину 2014 года (17).
Состав новых торговых марок не был представлен преимущественно одежными брендами, что нарушило обычные традиции, а распределился более однородно четырьмя сегментами торговли - «одежда/обувь», «рестораны и кафе», «товары для детей» и «аксессуары».
Новые бренды большей частью разместились по традиции в торговых центрах, и лишь три из них предпочли формат street retail – кофейня The Bagel Bar, а также Rouge Bunny Rouge и Serge Lutens – известное имя в мире косметики.
Москва является вторым городом в мире (первый – в Париже), где теперь находится магазин премиального ценового сегмента – бутик Serge Lutens. Наибольшее количество новых торговых марок приютил торговый центр «ЦДМ на Лубянке»: Brums, Sulver Cross, Ilaria.
Андрей Васюнин, руководитель отдела исследований и консалтинга МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, прокомментировал появление новых имен на московском торговом рынке. Он отметил, что приход новых международных брендов в текущих сложных условиях, несомненно, «позитивный знак для рынка» и «говорит о том, что рынок продолжает развиваться». Он также подчеркнул, что хотя «интерес к нашей стране, несмотря на все экономические и политические перипетии, в целом, сохраняется, есть и ложка дегтя – большинство открытий будут носить пока лишь единичный характер. Планов по активной экспансии в России у новых марок нет, а если и есть, то они очень скромны. Сказывается настороженность на рынке и сложность прогноза вектора дальнейшего развития ситуации».
Однако ситуация не так плачевна, как во втором полугодии 2014 года, когда с российского рынка ушли/заявили об уходе 13 известных международных торговых марок (в т.ч. New Look, Esprit, River Island, OVS, Gerry Weber, Johnny Rockets, Chili’s, Seppala). С начала же 2015 об уходе заявили три - Hervé Léger, Flormar и Carl’s Junior, которая затем в феврале выразила желание вернуться в Екатеринбург.
Васюнин объяснил причины ухода большинства марок, покинувших московский рынок, тем, что проблемы у них начались задолго до начала кризиса: «Польская EM&F Group (Esprit, OVS и River Island) показывала в своем отчете операционные убытки в связи с валютными скачками. Большинство ритейлеров, испытывавших проблемы, с рынка уже ушли». Он отметил, что из-за снижения покупательной способности населения уменьшается прибыль ритейлеров, но, несмотря на трудности, связанные с падением продаж, «повальное сворачивание сетей» не прогнозируется.
До конца 2015 года на московском торговом рынке ожидается появление еще ряда брендов: Kidzania в «Авиапарке», «Superdry» в «Columbus» и «Авиапарке», Cortefiel в «Мозаике», «детские» линии люксовых и премиальных брендов в ЦДМ, Plus в Подмосковье, Seiko на Никольской улице и Eataly на Киевской улице.
Не угасает активность брендов и в регионах. Например, магазины французской молодежной торговой марки Pimkie впервые открылись в Санкт-Петербурге, а после уже в Москве (ТРЦ «Гагаринский»). Первый магазин на территории России французского бренда одежды Saint James также открылся в Тюмени.
Вышли в регионы и бренды, давно работающие в России. Во Владивостоке наконец открылся крупный магазин всемирно известной марки ZARA, а в Новосибирске – молодежный бренд H&M.