Конец реконструкции и кризиса ознаменовался открытием новых магазинов на месте пустовавших площадейВ кризис многие арендаторы ушли с Тверской. В I квартале 2015 года на первой линии оставались пустыми 19% торговых площадей, в I квартале 2017 г. — 11%; на всей улице — 35%. В разное время Тверскую покинули ритейлер одежды Zara, ювелирный — Pandora, фэшн бутики Sonia Rykiel и Escada, магазин нижнего белья Milavitsa и «Перекресток экспресс». После завершения реконструкции арендные ставки еще не успели сильно подскочить, и розничная торговля снова обратила внимание на Тверскую. Стало известно об открытии в середине апреля флагманских магазинов косметической фирмы Natura Siberica (450 кв. м). 5000 кв. м займет в мае шведский ритейлер молодежной одежды H&M. Следующий на очереди — китайский производитель электроники Huawei, сообщил «Ведомостям» человек, который был в курсе арендной сделки. Наталья Озерная, заместитель руководителя отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве, считает, что сейчас самое время для заключения контрактов, выгодных для обеих сторон. К Тверской возвращается прежняя популярность благодаря стабилизации арендных ставок и реконструкции улицы. «В середине 2016 года за аренду торгового помещения площадью 200 кв. м на первой линии просили в среднем 75 000 руб. за 1 кв. м в год. Сейчас она стоит 100 000 руб. за 1 кв. м в год, а аренда в районе улицы Охотный Ряд — 150 000 руб. за 1 кв. м в год», — говорит замдиректора отдела исследований CBRE Оксана Копылова. Она объясняет причину падения ставок проведением работ по благоустройству и считает объективным возврат к нормальным показателям. Гендиректор и совладелец российских магазинов косметики Lush Дмитрий Азаров соглашается, что проблемы Тверской были из-за реконструкции. Он вспоминает, что в июне прошлого года поток посетителей уменьшился на 12% по сравнению с маем, но это не было таким уж критичным, потому что из-за дорожных работ могло быть еще хуже. Гендиректор «Первого решения» (Natura Siberica, «Рецепты бабушки Агафьи», Planeta Organica, Organic Shop и др.) Андрей Трубников уверен, что реконструкция увеличила проходимость. С ним не согласен президент «Евросети» Александр Малис, хотя также признает, что во время реконструкции продажи упали на 30%. Он считает, что Тверская скорее играет роль витрины для туристов, и непонятно, как увеличение потока после реконструкции может повлиять на рост продаж. Руководитель департамента стрит-ритейла по России Colliers International Екатерина Подлесных и Александр Малис считают, что основной минус Тверской — отсутствие парковочных мест. Малис отмечает, что после отмены парковок число покупателей в «Евросети» уменьшилось на 20%, а после реконструкции хоть и стало чуть-чуть лучше, но до 20% не доросло. Трубников говорит, что магазин ему обойдется дороже обычного (40 млн против 12–15 млн), однако он рассчитывает на окупаемость расходов меньше, чем за год. Он уверен, что Тверская является удачным местом для стрит-ритейла. Его первая Natura Siberica открылась на этой улице пять лет назад, и, несмотря на высокие арендные ставки и трудности с парковкой, они успешно работают уже пять лет. Азаров также доволен покупательной способностью магазина Lush на Тверской, который входит в пятерку лучших по продажам в России. Замдиректора «Иль де ботэ» Ирина Синицына уверена в хорошей посещаемости новых магазинов. Озерная вспоминает, что раньше многие бренды открывали магазины на Тверской скорее не для продажи, а для рекламы. «Сейчас, — добавляет она, — улица более пешеходная, логично, что демократические бренды и масс-маркет обращают на нее внимание». Озерная не ожидает быстрого роста стоимости аренды на Тверской. Она поясняет: «Улица интересна арендаторам, пока ставки на ней не перегреты».
Источник: CBRE
|