Прогноз от риэлтерского агентства Cushman&Wakefield по российскому рынку недвижимости на 2019 год

В этом году специалисты компании Cushman&Wakefield прогнозируют возведение 700 000 м2 коммерческой недвижимости, и это на 45% больше, чем было создано в прошлом году. Представители розничной недвижимости будут пытаться создавать все новые виды недвижки, они будут выходить на международный рынок, а крупнейшие компании будут осваивать еще не занятые никем направления развития в данной отрасли.

В 2019 году наступит бум возведения коммерческой недвижимости. Компания Marketbeat Cushman&Wakefield полагает, что на рынке торговой недвижки общая квадратура созданных площадей достигнет 700 000 м2, а это на 45% больше данных за 2018 год.

В прошлом году в РФ было создано 483 тысячи м2 коммерческих площадей. Больше всего коммерческих площадей открылось, как обычно, в четвертом квартале. В этот отрезок времени начали функционировать 10 коммерческих помещений, в которых арендуемая квадратура составила 219 тысяч м2. Это практически половина всех коммерческих площадей, введенных в эксплуатацию в 2018 году.

Специалисты Cushman&Wakefield полагают, что после таких низких показателей 2018 года в текущем году в эксплуатацию будет введено 700 000 м2 коммерческой недвижимости. Рост числа площадей ожидается за счет крупнейших сооружений в Москве: ТЦ «Саларис» (в целом, объем площадей, которые можно сдавать в аренду, будет равняться 105 000 м2) и коммерческой части развлекательного гиганта «Остров мечты» (объем арендной недвижимости – 70 000 м2).

Cushman&Wakefield считает, что в этом году на местах будет возведено меньше половины всего количества новой коммерческой недвижимости. В регионах будут вводиться в эксплуатацию коммерческие объекты малого и среднего размеров, что составит меньше 45 тысяч м2. Больше всего площадей будет открыто в столице и Подмосковье. В остальных городах объем возводимой недвижимости практически одинаков: 52% недвижимости, которая будет построена, находится в населенных пунктах, в которых проживает меньше полумиллиона человек.

Агентство Cushman&Wakefield полагает, что в РФ в ближайшем будущем возрастет количество торговых центров, торгующих одеждой мировых компаний. В 2018 первый такой торговый центр Brands’ Stories был открыт не в столице или Питере, а в Екатеринбурге (площадь, предназначенная для аренды, составила 10 000 м2). В нынешнем году должны быть запущены еще два крупных торговых центра в столице и остальных городах.

В 2019 году процентное соотношение вакантной коммерческой недвижимости, как считают в Cushman&Wakefield, будет таким же, как и в 2018-м – 9-9,5%, и только, если все полномасштабные коммерческие сооружения будут выстроены и сданы в эксплуатацию так, как заявлено в технической документации.

Ситуация на потребительском рынке

Специалисты заявляют о том, что рост спроса на недвижимость в 2018 был кратковременным. Профессионалы рынка коммерческой недвижимости утверждают, что в текущем году он продолжит оставаться ослабленным, и через какое-то время можно вполне ожидать застоя.

Агентство Cushman&Wakefield заявляет, что в связи с выросшим уровнем конкуренции и слабым спросом на рынке коммерческая недвижимость более, чем активно реагирует на открытие новых коммерческих сооружений. Объекты, которые недавно были введены в эксплуатацию или отремонтированы, не испытывают проблем с арендой торговых площадей, а в устаревших крупных коммерческих объектах арендаторы постоянно меняют арендуемые места, и, как результат, часть площадей простаивает.

Специалисты заявляют, что после всплеска активности в прошлом году ритейл торговля будет оставаться слабой в течение двух последующих лет. Это результат низкой покупательной способностью граждан РФ. Согласно отчетности Росстата, увеличение реальной прибыли граждан достиг 0,4% за 11 месяцев 2018 года. В 2019-м повышение благополучия народонаселения будет оставаться на самом низком уровне. Эксперты говорят о том, что посещать торговые центры будет еще меньше людей, и/или усредненный объем разового приобретения товаров станет еще меньше.

Главные тренды в розничной торговле

В связи с тем, что граждане не располагают высокими доходами, в первую очередь, они будут отдавать предпочтение самым выгодным ценам и приходить в самые нетрадиционные торговые точки. Именно по этой причине представители розничной торговли будут стараться улучшить свои коммерческие объекты. Результатом станут качественные, а не количественные перемены. Борясь за доходы потенциального покупателя, коммерсанты будут экспериментировать с новыми подходами, идеями и способами донесения до покупателя информации. Таково мнение специалистов из компании Cushman&Wakefield.

Одним из наиболее показательных примеров является открытие офлайн-магазина и первый бутик бренда Lamoda в павильоне «Атриум» в конце года. Экспериментирование с форматами и сотрудничество постоянно наблюдаются в общепитах по данным экспертов. Компании мобильной связи «Билайн» и МТС анонсировали запуск сети кафе Costa Coffee в пунктах ритейл торговли с наибольшим числом посетителей. «Магнит», например, провел эксперимент новой идеи и начал открывать в бутиках кафешки по типу eat&go, и теперь гигант собирается создать такие кафе в «Магнитах» по всей стране.

Увеличение масштаба ведения бизнеса

2018-й год стал богатым на определенное количество бизнес соглашений, по которым некоторые мелкие игроки рынка были поглощены или слиты с более крупными федеральными бизнес компаниями: Media Markt и М.Видео, «Евросеть» и «Связной», Leroy Merlin и «К-Раута», Х5 и «Полушка» и так далее. На старте нынешнего года появилось сообщение об объединении трех масштабных фирм: «Бристоль», «Дикси» и «Красное&Белое».

Эксперты из риэлтерского агентства Cushman&Wakefield считают, что в 2019 году будут и другие похожие соглашения. Самые крупные компании начинают осваивать направления, которыми раньше никогда не занимались. К примеру, интернет-магазин Ozon начал продавать медикаменты, доставляя их клиентам, и собирается начать доставлять продукты питания.

Гиганты пытаются осваивать новые, как физические, так и онлайновые коммерческие направления.

В 2018 году большое число российских фирм заявило о выход на рынки Европы, Азии, Америки и СНГ: «Детский мир», «Урюк», «Додо Пицца» и так далее. Некоторые фирмы РФ станут реализовывать продукцию на онлайн-площадке Tmall (Alibaba Group). Представители розничной торговли разворачивают реализацию товаров через Интернет, и по этой причине всё, что было озвучено в 2018 в отношении создания отечественных фирм, работающих онлайн, начнут воплощаться в жизнь уже в этом году.