Эксперты назвали главные тенденции в торговой недвижимости

Эксперты компании ColliersInternational провели исследования на рынке торговой недвижимости Москвы и пришли к выводу, что основными тенденциями 2014 года стали рекордный ввод в эксплуатацию новых торговых объектов, рост уровня свободных помещений и пересмотр коммерческих условий в преобладающей части столичных моллов.

В компании отметили, что за прошедший год структура и объем спроса на помещения торгового назначения претерпели значительных изменений. В частности, арендаторы с большей охотой отдавали предпочтение уже действующим объектам, имеющих хорошую локацию и высокий трафик. Кроме этого, доля договоров аренды, ставка которых указана в долларах США, значительно сократилась. Основными причинами такого положения эксперты назвали нестабильную экономическую ситуацию, существенное снижение покупательской активности населения, а также снижение объемов розничной торговли.

В 2014 году многие торговые операторы разработали планы по развитию. Около 10 международныхритейлеров решили уйти с российского рынка. Но при этом более 40 новых брендов в крупных городах России, включая Москву, открыли свои первые магазины. Преобладающей частью (59%) новых брендов являются операторы fashion-сегмента: IsabelGarсia, Suitsupply, Lefties, Deichmann, Forever 21, Monki и другие. Активно развивались операторы группы «повседневного спроса» («детские товары», «продукты», fast-food и DIY).

За счет существенного увеличения количества сетевых заведений уверенный рост в прошедшем году демонстрировал рынок общественного питания. Представители продовольственного ритейла провели оптимизацию ассортимента и открыли новые магазины, к примеру, «Азбука Вкуса» приняла решение о запуске сети «АВ Маркет» и нового формата магазинов AB Daily, которые рассчитаны на потребителя со средним достатком. А X5 RetailGroup произвела реконцепцию сети «Перекресток».

За 2014 год в столице ввели в эксплуатацию 16 профессиональных ТЦ, при этом общая арендуемая площадь составила 761 880 м2. Что касается общего объема предложений арендопригодной торговой недвижимости в Москве, то он составляет 5,5 млн. м2. Стоит отметить, что наиболее крупными ТРЦ, которые открылись в прошедшем году, являются «Авиапарк» (224 800 м2) и «Vegas Крокус Сити» (112 500 м2).

Как правило, очень часто новые торговые комплексы сталкиваются с проблемой привлечения арендаторов. В большинстве случаев на момент ввода помещений в эксплуатацию из-за низкой заполняемости пустует более чем 70% помещений. В связи с тем, что спрос со стороны ретийлеров заметно упал, уровень свободных площадей в столице вырос до 6%.

Также эксперты отмечают, что в последнее время интерес девелоперов значительно вырос к центрам районного формата. Предполагается, что данный формат будет довольно востребован в среднесрочной перспективе по нескольким причинам: удобное расположение объектов позволяет сократить временные и финансовые затраты на поездку за покупками. А ТРЦ, которые ориентируются на повседневные запросы потребителей, практически не испытывают трудностей с привлечением новых арендаторов и наращиванием трафика.

По данным компании ColliersInternational, в 2015 году в Москве будут открыты еще 26 торговых центров: «Кунцево Плаза», «Центральный детский магазин на Лубянке», Columbus и Mari. Также в этом году будет произведен запуск сразу нескольких объектов суперрегионального формата, среди которых «Зеленопарк», «Ривьера» и ТРЦ «РИО». Однако аналитики прогнозируют, что открытие целого ряда торговых объектов будет перенесено на более поздний срок. Что касается максимального объема новых предложений торговой площади, то он составит около 720 000 м2.